+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые правила изъятия земли у собственников

Содержание

Закон об изъятии земельных участков – в 2018 году, для государственных нужд, у недобросовестных собственников, для нужд ФСБ

Новые правила изъятия земли у собственников

Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом. Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами.

Закон об изъятии земельных участков в 2018 году имеет характерные особенности. Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой.

Важные нюансы

Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке. В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.

Стоит отметить, что в стоимость земельного объекта входят следующие параметры:

  • рыночная цена;
  • стоимость имущества, располагающегося на земле;
  • сумма убытков владельца, связанных с упущенными выгодами или с переездом на другое место.

В рассматриваемой ситуации основная сложность заключается в определении стоимости участка. Государственные органы берут за основу рыночные показатели, исходя из полученных результатов по факту оценки. Если действующий собственник не согласен с проведенной процедурой, то он может инициировать независимые оценочные мероприятия и назвать свою стоимость.

Правообладатели должны быть в обязательном порядке уведомлены об изъятии земельного участка в течение недели со дня принятия соответствующего решения. Также владельцу передается проект договора о выкупе земли с указанием предлагаемой стоимости.

На изучение всех нюансов может отводиться до 3 месяцев. Передача участка в собственность государства или муниципалитета раньше истечения указанного срока может быть осуществлена только с согласия непосредственного собственника.

Что говорит Закон об изъятии земельных участков в 2018 году

Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

К постановлению об изъятии в каждом конкретном случае прикрепляется специальная схема расположения участка. Органы местного самоуправления, которые участвовали в процессе принятия решения, имеют законные основания для утверждения прочего варианта схемы расположения земли.

Образец постановления об изъятии земельного участка:

Основания

Закон об изъятии земельных участков гласит о том, что владелец может лишиться своей собственности в следующих случаях:

  • при размещении энергетических коммуникаций;
  • при установке оборудования, относящегося к атомной энергетике;
  • при размещении оборонительных военных систем;
  • при организации космической деятельности;
  • в случае прокладывания транспортных развязок.

Стоит отметить, что существуют и прочие обстоятельства, регламентируемые действующим федеральным законодательством. Одним из ключевых условий при изъятии земельных участков считается процедура возмещения, в рамках которой определяется выкупная ценна, определяющаяся с помощью договора между действующим владельцем и государственным учреждением, занимающимся изъятием.

В связи с неиспользованием

Если земля изымается в связи с ненадлежащим использованием, то это делается принудительно в силу того, что владелец, по сути, нарушает нормы законодательства.

Это актуально для следующих случаев:

  • участок предназначается для строительных мероприятий или ведения подсобного хозяйства, но в течение трех лет он никак не использовался;
  • использование земли осуществляется с нарушением законодательных норм, например, если из-за некорректных действий теряется плодородность близлежащих участков или нарушается экология региона;
  • земля используется для хранения химических отходов.

В случае, когда собственник соглашается отдать участок, он практически сразу же реализуется с публичных торгов. В противном случае вопрос решается исключительно в порядке судебного разбирательства.

Для государственных нужд

Решение об изъятии земли для государственных нужд принимается в исключительных ситуациях, перечень которых в полной мере прописан в статье 49 Земельного Кодекса РФ. Выкуп производится органами власти Российской Федерации или представительствами субъектов. Постановление выносится компетентными органами исполнительной власти.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятый земельный участок может быть заменен на объект недвижимого имущества идентичной ценности. Также гражданам в некоторых случаях предлагается другой участок меньших размеров.

По результатам принудительного изъятия должно в обязательном порядке обеспечиваться равносильное возмещение. В противном случае владелец имеет основания для подачи искового заявления в компетентный суд.

Сроки, сумма и нюанс возмещения определяются в судебном порядке на основании предоставленной документации.

Для муниципальных нужд

Под муниципальными нуждами может пониматься развитие территории, находящейся в подчинении определенного регионального субъекта. Изыматься могут только те участки, в отношении которых было ранее принято компетентное решение о комплексном переустройстве. Для этого должно заключаться специальное соглашение с исполнителями.

Такое решение принимается на основании проектной документации о межевании территории. Постановление об актуальности данного факта пересылается действующему владельцу в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения.

В случае отказа от заключения договора в установленные сроки земельный участок может быть конфискован на основании судебного постановления. Помимо прочего, суд сам определяет условия изъятия и стоимость выкупа.

Денежные средства перечисляются на известный банковский счет бывшего собственника или остаются на хранении у уполномоченного нотариуса до востребования. Обжалование судебного решения может быть достигнуть только по отношению к параметру о сумме возмещения.

Новый порядок процедуры

Рассматриваемая процедура может быть осуществлена в несколько этапов.

В первую очередь стоит выделить следующие:

  • предупреждение действующего владельца о факте наличия нарушений;
  • принятие мер органами местного самоуправления или государственной власти по изъятию земельных участков;
  • реализация участка в пользу государственного органа – данный этап предусматривает предоставление уведомления о согласии в соответствующий орган;
  • если собственник отказался от продажи своего участка, то представители органа, принявшего решение, должны решить данный вопрос исключительно в порядке судебного разбирательства.

Добровольное или принудительное

Каждому правообладателю в рассматриваемой ситуации будет предложено соглашение о выкупе земли.

В подавляющем большинстве случаев в цену включаются следующие параметры:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость размещенных имущественных объектов;
  • сумма упущенных выгод и затраты на переезд.

Именно цена является наиболее значимым предметом в рамках переговорного процесса – ее определение в некоторых ситуациях может длиться до 3 месяцев. Обычно органы власти осуществляют покупку земли по рыночной стоимости на основании самостоятельной оценки. Конечно, владелец может не согласится с ней и, в соответствии с законодательством, привлечь к процедуре независимую экспертную группу.

Что касается принудительного изъятия, то оно становится актуальным только в тех случаях, когда сторонам не удалось договориться мирным путем. Такое взыскание производится только по решению высших судебных инстанций.

В такой ситуации сумма выкупа определяется компетентными представителями суда. Исковое заявление может быть подано только через три месяца после получения собственником проекта соответствующего соглашения.

Поиск правообладателей

Процедура изъятия земли начинается с выявления граждан, выступающих в качестве действующих собственников. Для этих целей заинтересованный муниципальный орган отправляет запрос в государственный реестр. Если это не дало результатов, то этот запрос передается в архивы или органы государственной власти, где могут храниться данные сведения.

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

Кто принимает окончательное решение

После обнаружения всех лиц, имеющих законные основания на распоряжение участком, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны указываться параметры изымаемых участков, расположенные на них имущественные объекты, а также реквизиты документации, на основании которой осуществляется процедура.

В случае, если соответствующее решение принимается на основе ходатайства, то также должно быть указано наименование организации, подавшей его.

Постановление

Решение об изъятии обычно принимается за два месяца.

Оно в обязательном порядке должно содержать в себе следующие нормы:

  • основания для изъятия участка;
  • лица, у которого изымается участок;
  • площадь земли и актуальные кадастровые номера.

В течение семи дней с момента принятия решения, орган исполнительной власти должен направить в определенные учреждения копию постановления о том, что собственники земли больше не имеют на нее прав.

Компенсация

Для расчета компенсационных выплат необходимо иметь информацию о кадастровой стоимости, которая приближается к рыночному показателю. Зачастую соответствующая цифра получается неопределенной и не удовлетворяет потребности собственника участка. После этого принимается решение о переоценке рыночной стоимости.

Владелец может выбрать два способа для получения выплат – наличными средствами или равноценным земельным участком на другой территории.

Судебная практика

Судебная практика, касающаяся вопросов конфискации участков земли, указывает на факт того, что органы власти лишаются возможности принудительного изъятия земли по причине нарушения установленного порядка.

В большинстве случаев судебные инстанции не удовлетворяют исковые заявления, если не соблюдается порядок, включающий в себя:

  • процесс принятия решения;
  • уведомление собственника;
  • осуществление оценочных мероприятий;
  • заключение соглашения о изъятии;
  • возмещение убытков владельца;
  • регистрация новых прав на собственность.

Стоит отметить, что потерпевшая сторона не сможет восстановить нарушенные права из-за расходования огромного количества бюджетных средств. Это особенно актуально для ситуаций, связанных с самовольным захватом земли.

В соответствии с нормами статей 60-62 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривается эффективный механизм защиты прав собственности, однако реализация норм осложняется именно понесенными бюджетными расходами.

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Статья 62. Возмещение убытков

Источник: https://1kvartirka.ru/zakon-ob-izjatii-zemelnyh-uchastkov/

Изъятие земельных участков: основания, порядок, консультация юриста

Новые правила изъятия земли у собственников

Изъятие земельных участков выступает в качестве одного из инструментов, с помощью которого осуществляется отчуждение наделов для эксплуатации в публичных интересах. В соответствии с законодательством, его использование допускается в строго определенных случаях. Рассмотрим далее, как осуществляется изъятие земельных участков.

Общие сведения

Отчуждение наделов может осуществляться разными способами. В качестве одного из них выступает выкуп земельных участков. При осуществлении операций с наделами должны учитываться интересы общества и отдельного гражданина (владельца). Уполномоченные органы не могут отчуждать наделы, нарушая права землепользователей.

Зк рф

Случаи, при которых допускается изъятие земельного участка у собственника, определены в ст. 49. Они могут быть связаны с:

  1. Исполнением международных обязательств РФ.
  2. Размещением объектов федерального и местного значения при отсутствии иных вариантов.
  3. Другими обстоятельствами, предусмотренными в законодательстве.

Ограничения

В законодательстве прописаны правила, в соответствии с которыми осуществляется выкуп земельных участков. В нормах определены случаи его ограничения. Например, они устанавливаются для обеспечения охраны сельскохозяйственных территорий. Законодательство допускает изъятие земельных участков для строительства.

Однако отчуждение должно осуществляться исключительно в соответствии с генпланами и правилами пользования территорией и размещения на ней объектов. Для особо охраняемых участков устанавливается специальный режим эксплуатации. В соответствии с ним, использование таких территорий для других целей, в том числе и отчуждение, ограничено либо запрещено.

В исключительных случаях специальные правила действуют в отношении земель, занятых лесными насаждениями первой группы.

Основанием для отчуждения надела выступает решение об изъятии земельного участка. Оно принимается исполнительным органом федеральной или региональной власти. Местные структуры не могут принимать постановления на изъятие земельных участков для муниципальных нужд. При возникновении такой необходимости территориальный орган власти обязан обратиться в региональный.

Специфика процедуры

Обычно изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется одновременно с их предоставлением соответствующим лицам. В законодательстве четко регламентируется вся процедура. Она включает в себя два этапа:

  1. Предварительное согласование места расположения объектов.
  2. Непосредственное отчуждение надела.

Порядок изъятия земельного участка

На этапе предварительного согласования обязательно участие владельца надела. При несогласии с действиями органов власти он может обратиться в суд. Таким образом, он может предотвратить принятие решения об изъятии.

Одной из ключевых гарантий защиты интересов владельцев выступает обязательное уведомление уполномоченных органов о вынесенном постановлении. Изъятие земельных участков допускается не ранее, чем через год после его принятия.

В законодательстве, однако, предусмотрена возможность отчуждения наделов до истечения установленного срока. Это допускается исключительно при согласии владельцев.

Между тем практика изъятия земельных участков свидетельствует о том, что уведомление уполномоченные органы направляют субъектам еще на стадии предварительного согласования. В этой связи исчисление годового срока осуществляется в привязке к моменту получения извещения владельцем.

Право собственности в земельном праве выступает в качестве одной из важнейших категорий, находящихся под охраной законодательства. В этой связи в качестве ключевого условия отчуждения надела выступает равноценное предварительное возмещение стоимости.

Размер компенсации, условия ее выплаты определяются в соглашении, которое заключается с владельцем. В действующем законодательстве не установлены требования к форме такого договора. Участники сделки могут обратиться в организации, оказывающие юридические услуги для составления соглашения.

В качестве второй стороны должен выступать орган, действующий от имени РФ, ее региона или МО, имеющий соответствующие полномочия.

Цена

В нее включается рыночная стоимость надела и недвижимого имущества, расположенного на нем. Кроме этого, в цену входят убытки при изъятии земельного участка, а также упущенная выгода.

В соглашении обязательно указываются потери, которые несет владелец из-за досрочного прекращения своих обязательств по отношению к третьим лицам.

К акту выбора надела должны прилагаться расчеты убытков владельца (пользователя или арендатора), потерь лесного хозяйства и сельскохозяйственного производства. Они определяются с учетом стоимости имущества на дату вынесения постановления об отчуждении надела. По ст.

53 ЗК, правила компенсации убытков, возникших в связи с процедурой изъятия земельного участка либо временным его занятием, ограничением возможностей владельца, арендатора или пользователя, а также ухудшения состояния почвы, обусловленного деятельностью иных субъектов, устанавливается правительством.

Упущенная выгода

Как выше было сказано, она включается в состав возмещения при изъятии. Упущенной выгодой признаются доходы, которые должен был, но не получил владелец надела. К ним следует относить арендную плату, суммы за передачу участка в бессрочное пользование. Упущенной выгодой считаются аналогичные платежи за другую недвижимость, переданную во временную или постоянную эксплуатацию.

Особенности выплаты

Возмещение стоимости надела осуществляется за счет бюджетных средств. Это обуславливается тем, что изъятие земельных участков осуществляется в пользу РФ, региона или МО.

Что касается компенсации потерь, она осуществляется теми субъектами (учреждениями, предприятиями либо организациями), которым предоставляется надел. Вместе с этим финансирование деятельности новых собственников производится из средств соответствующих бюджетов.

Расходы предприятий, понесенные в связи с компенсацией потерь, учитываются в сметах. Соответственно, возмещение в любом случае будет осуществляться из бюджета соответствующего уровня.

Альтернатива компенсации

Собственнику участка при его изъятии может предоставляться другой надел. Стоимость последнего учитывается при установлении выкупной цены. Новый надел предоставляется при наличии свободных территорий в пределах местности. Если цена нового участка будет выше, чем у прежнего, собственнику предлагается или доплатить недостающую сумму, или засчитать разницу в счет потерь.

При отказе уполномоченных органов предоставить надел взамен отчужденного, владелец может обратиться с иском в суд. В данном случае целесообразно заручиться поддержкой организаций, оказывающих юридические услуги на профессиональной основе.

Если в ходе разбирательства будет выявлено сокрытие сведений о наличии свободных территорий, виновные лица должны привлекаться к ответственности.

В нормативных актах предусмотрен ряд обоснованных различий, касающихся изъятия земли у собственников с одной стороны и у пользователей – с другой. В ЗК установлены правила и для отчуждения наделов у арендаторов. Следует отметить, что последние не предусмотрены в ГК.

Собственники участков при их изъятии имеют возможность получить возмещение стоимости и компенсацию понесенных потерь. Пользователи и арендаторы могут рассчитывать только на последнее. Данное правило представляется вполне обоснованным. В случае арендаторов и пользователей собственник участка не изменяется.

При этом указанным субъектам надел был передан бесплатно. Данное положение оказывает влияние на правила исчисления потерь. Например, оценка сооружений, которые располагаются на изымаемой земле, осуществляется по сметной цене строительства новых объектов, равных имеющимся по емкости, степени механизации и пр.

Расчеты по плодово-ягодным насаждениям (плодоносящим), защитным и прочим многолетним растениям производятся в соответствии со стоимостью саженцев и расходами на высадку и выращивание до начала созревания плодов или смыкания крон.

Оценка незавершенного строительства осуществляется по фактически выполненному объему работ и затратам в ценах, установленных на момент изъятия. Аналогичное правило действует в отношении неплодоносящих насаждений. Компенсация упущенной выгоды производится единовременно.

Сумма должна быть равна доходу, который теряется в течение срока восстановления производства. При определении принципов расчета убытков во всех случаях предусматривается согласование потерь с заинтересованными субъектами. При этом они должны оформляться актом, регистрируемым в местной администрации.

Неиспользование надела

Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности или строительства, но не эксплуатирующийся по своему назначению в течение трех лет, может быть изъят, если в законодательстве не предусматривается более продолжительный срок.

В указанный период не включается время, необходимое для проведения работ по освоению надела, а также период, на протяжении которого он не мог использоваться в связи со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами.

Для того чтобы изъятие было правомерным, факты, указывающие на то, что участок не эксплуатировался, должны документироваться. При предоставлении территорий для сельскохозяйственного производства предполагается начало выпуска продукции сразу после завершения периода, необходимого на освоение.

Его продолжительность должна указываться в документации на надел. При передаче участка для строительства недвижимых объектов началом эксплуатации может считаться непосредственная реализация утвержденного проекта. В ст.

39 ЗК указанный выше трехлетний срок дублируется, и предусматривается обязанность субъектов, обладающих участками по праву бессрочного пользования и наследуемого (пожизненного) владения, при разрушении сооружения приступить к его восстановлению в течение трех лет. Аналогичные правила действуют в отношении арендаторов и лиц, эксплуатирующих наделы по срочным договорам.

Нарушение предписаний законодательства

Если собственник не соблюдает требования рационального землепользования, участок может быть изъят. К нарушениям предписаний законодательства, в частности, относят эксплуатацию надела не в соответствии с целевым назначением, деятельность, вызывающую существенное снижение плодородия почвы или ухудшение экологической обстановки на местности.

Использование земель практически всегда сопровождается негативным влиянием на ее естественные свойства. В этой связи владельцы, арендаторы и пользователи должны исполнять экологические требования. В соответствии со ст. 42 ЗК, субъекты обязаны использовать наделы согласно их целевому назначению, а также принадлежности к той либо иной категории.

При этом допускаются только такие способы эксплуатации территории, которые не причиняют ущерб окружающей среде. ФЗ № 101 регламентирует мероприятия по обеспечению плодородия территорий сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с нормативным актом, для производства с/х продукции должны использоваться способы, исключающие либо снижающие негативное влияние на окружающую среду.

Природоохранные мероприятия

В ст. 13 ЗК предусмотрены обязанности субъектов, осуществляющих пользование землей. В частности, лица должны осуществлять мероприятия по:

  1. Сохранению почвы и ее плодородия.
  2. Защите земли от ветровой и водной эрозии, подтопления, селей, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения химическими и радиоактивными соединениями, захламления отходами и прочих негативных факторов, вызывающих ее деградацию.
  3. Охране сельскохозяйственных территорий от заражения вредителями растений, зарастания сорняками, мелколесьем и прочего ухудшения состояния.
  4. Устранению последствий загрязнений, биогенного в том числе, а также захламления земель.
  5. Обеспечению сохранения надлежащего уровня мелиорации.
  6. Рекультивации, восстановлению плодородия, своевременному вовлечению наделов в оборот.

Ответственность субъектов

Использование земли не по целевому назначению, причинение ей вреда выступают как правонарушения. Они влекут применение к виновному мер ответственности. В качестве одной из них выступает принудительное изъятие. Оно осуществляется исключительно по постановлению судебной инстанции.

Соответствующее заявление направляется органом госвласти региона, местной структурой самоуправления (в установленных законом случаях) по правилам, определенным в ЗК. Нормативными актами предусматривается обязанность указанных институтов уведомить субъекта о нарушениях, которые им допущены.

Правила предварительного уведомления определяются в ЗК.

Заключение

Владелец может не согласиться с решением об изъятии его участка или с предложенной стоимостью. В этом случае уполномоченный орган власти имеет право направить иск в суд. Заявление о выкупе участка может предъявляться в течение двух лет с даты направления владельцу соответствующего уведомления (о предварительном согласовании).

Стоит сказать, что в законодательстве присутствует достаточно много противоречий и неясностей. Во избежание проблем и для пресечения неправомерных действий со стороны органов региональной и местной власти при возникновении ситуаций, связанных с отчуждением наделов эксперты рекомендуют воспользоваться помощью квалифицированных юристов.

Источник: http://fb.ru/article/261079/izyyatie-zemelnyih-uchastkov-osnovaniya-poryadok-konsultatsiya-yurista

Процедура изъятия земельных участков: основания, решение, случаи

Новые правила изъятия земли у собственников

В ряде случаев земельные участки, принадлежащие гражданам, могут изыматься в пользу государственных или муниципальных властей. В основном это происходит при необходимости развития инфраструктуры территории, на которой он расположен. К примеру, для прокладки коммуникативных сетей и установки вспомогательных сооружений, прокладки трасс и т. п.

Порядок изъятия участков установлен в главе VII.1 ЗК (Земельный Кодекс) России. Он регламентирует процедуру изъятия, а также возмещение стоимости, убытков и упущенной выгоды.

Основания для изъятия

Решение изъять землю может быть принято по инициативе органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Однако в соответствии с 4 пунктом статьи 56.4 ЗК России это может быть сделано по ходатайству следующих организаций:

  • Субъекта монополии для обеспечения деятельности данного субъекта.
  • Уполномоченные федеральными, региональными или муниципальными властями на изъятие участков в соответствии с 49 статьёй ЗК России.
  • Недропользователи: для деятельности, связанной с использованием недр.
  • Имеющие договор на комплексное развитие территории, подписанный с органом местного самоуправления, после победы в аукционе.

В соответствии со 2 пунктом статьи 56.4 ЗК России перечень организаций, обладающих правом подачи ходатайства, утверждается Правительством РФ. Все затраты, в том числе стоимость кадастровых работ и уплату возмещения правообладателям участка несёт на себе организация, подававшая ходатайство. Это правило установлено 1 пунктом статьи 56.7 ЗК России.

Эксперты по земельным вопросам утверждают, что внесение в закон поправок, дающих право подавать ходатайства организациям, может привести к ущемлению прав граждан.

Это связано с тем, что основания для отказа формальные: отсутствие схемы земли, подача документов в несоответствующую структуру, отсутствие в перечне организаций для подачи ходатайства и неполный или несоответствующий пакет документов.

Схема процедуры изъятия

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните: Москва+7(499)350-80-59, Санкт-Петербург+7(812)309-94-01.

В соответствии с ЗК России процедура изъятия земли состоит из следующих шагов:

  1. Выявление правообладателей.
  2. Вынесение решения об изъятии.
  3. Подготовка соглашения с указанием размера компенсации (возмещения).
  4. Заключение соглашения.
  5. Регистрация перехода прав собственности.

Выявление правообладателей

Необходимость выявить собственников земли регламентируется статьёй 56.5 ЗК России. Чтобы определить владельцев, орган власти, который инициирует изъятие, должен обратиться в Росреестр. В случае отсутствия данных информация сверяется с архивами.

Затем  на официальном сайте органа власти публикуется сообщение о розыске правообладателей. Оно должно появиться за 60 дней до запуска процедуры изъятия.

Если ни один из этих шагов не даёт результата, тогда орган власти должен обратиться в суд для установления права собственности на этот участок.

Важно! Эксперты по земельным вопросам рекомендуют всем владельцам земли, собственность на которую оформлялась до вступления нового земельного законодательства (1998 г.), проверить наличие сведений об участке в Росреестре.

Решение

После определения правообладателей орган, инициирующий изъятие, подготавливает решение. В нём указываются следующие сведения:

  • Месторасположение участка (для его подтверждения в пакет документов должна входить схема расположения).
  • Цель изъятия.
  • Основания для изъятия с указанием номеров и дат составления документов, которые подтверждают наличие оснований.
  • Адрес и реквизиты организации, если решение выносится на основании ходатайства организации, имеющей право инициировать изъятие.
  • Дата составления и подписи уполномоченных лиц.

Не позднее чем через 10 дней после вынесения решения оно должно быть направлено в Росреестр и правообладателям. Кроме того, информация об изъятии должна быть опубликована в открытых источниках органа власти, выносившего решение и в СМИ. После публикации или получения решения правообладатель считается уведомлённым об изъятии.

Компенсация (возмещение)

Компенсация, или материальное возмещение – это цена, уплачиваемая органом-инициатором изъятия или организацией, подавшей ходатайство, которая включает в себя:

  • Стоимость (рыночная) земельного участка и объектов недвижимости, если таковые имеются.
  • Размер убытков, которые может понести правообладатель.
  • Компенсационную выплату за упущенную выгоду, которую мог получить правообладатель при эксплуатации земли.

Возмещение выплачивается не только собственникам земли, но и правообладателям, которые распоряжались участком по праву аренды, безвозмездного и/или бессрочного использования, а также наследования.

Стоимость определяется комиссией по оценке рыночной цены. В неё входит не только стоимость земли, но и всех завершённых и незавершённых объектов недвижимости, если они есть на изымаемом участке.

Важно! При определении цены в неё не включается стоимость незарегистрированных объектов недвижимости, возведённых без разрешения контролирующих органов или противоречащих целевому назначению участка.

Стоимость компенсации (возмещения) должна быть определена в срок не позже, чем за 60 суток до перенаправления соглашения собственнику.

Обратите внимание, что при согласии правообладателя земля может быть заменена на равноценный участок в другом месте. Для этого между органом власти и правообладателем заключается договор мены.

Соглашение

Соглашение заключается не только на участок, но и на все объекты недвижимости, которые на нём расположены.

Оно должно подписываться с каждым из правообладателей. Для этого проект соглашения направляется собственникам. При их согласии с условиями они подписывают его и перенаправляют в орган, инициирующий изъятие, или в организацию, подавшую ходатайство. В случае, если правообладатель не согласен с условиями, он должен предоставить альтернативные условия, при которых он готов подписать соглашение.

Обратите внимание, что владелец должен подписать или предоставить альтернативные условия не позже, чем по истечению 90 суток с момента получения проекта соглашения. В противном случае орган власти, инициирующий изъятие, или организация, подавшая ходатайство, имеет право обратиться в суд для вынесения решения о принудительном изъятии.

Важно! Эксперты по земельным вопросам советуют проводить независимую оценку рыночной стоимости участка и при разночтении с суммой, указанной в соглашении, прикладывать данные оценки к альтернативному предложению.

Регистрация

После подписания соглашения данные передаются в Росреестр и вносятся изменения в ЕГРН. После этого права на владение, пользование и распоряжение землёй переходят в пользу органа власти или организации, подававшей ходатайство.

Изъятие без вынесения решения

Гражданка Иванова А.А. подала иск о присуждении возмещения за изъятый участок СНТ, часть которого была использована для строительства дороги. При изъятии не было вынесено решение об изъятии.

Рассмотрев обстоятельства дела, суд принял решение о необходимости разделения участка на две части, возвращении неиспользованной части участка гражданке Ивановой и возмещении рыночной стоимости земли, снесённого дачного домика и приусадебных построек, а также убытков и упущенной выгоды.

Изъятие арендованной земли

ООО «Ромашка» обратилось в суд с требованием возместить убытки и упущенную выгоду за земельный участок, который находился в аренде организации до того, как был изъят в пользу региональных властей для строительства трассы. В соответствии с 49, 55 и 57 статьями ЗК России суд подтвердил право ОО «Ромашка» на получение компенсационной выплаты ввиду того, что организация являлась правообладателем на основании договора аренды.

Уклонение от подписания

Орган региональной власти, который инициировал изъятие земли, обратился в суд с требованием о принудительном изъятии участка, ввиду отсутствия решения от гражданина Иванова И.И., который является собственником этого участка.

На слушании дела гражданин Иванов заявил, что не получил соглашения. Однако этот довод был отклонён судом ввиду письменного направления уведомления с копией соглашения по адресу постоянной регистрации.

Решение было вынесено в пользу органа власти, и участок был изъят.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/izyatie.html

Закон об изъятии земель

Новые правила изъятия земли у собственников

В соответствии с законодательством России, граждане, владеющие земельными участками на правах собственности вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению — продавать, обменивать, сдавать в аренду и так далее.

Однако есть случаи, когда должностные лица уполномоченных органов власти вправе изъять земельные участки. Все отношения, касающиеся владения землей закреплены в Федеральном Законе № 136.

По каким основаниям допустимо наступление такой ситуации, будет рассмотрено дальше в статье.

Новый закон об изъятии земель

136 Федеральный Закон «Земельный кодекс Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 28 сентября 2001 года. 10 октября того же года члены Совета Федерации одобрили законопроект. Официальная дата вступления в действие закона приходится на 25 октября 2001 года.

Закон о земельных участках регулирует процесс использования земель. Сохранение земель необходимо для ведения хозяйства и быта населения, проживающих на них.

Условия владения землями регламентируется настоящим 136 ФЗ и Гражданским Кодексом России. В соответствии с рассматриваемым земельным законом, выделяются несколько категорий земель в зависимости от целевого назначения. Земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, радиовещания, информатики, энергетики, телевидения, связи;
  • для осуществления космической деятельности;
  • оборонительно-стратегические земли;
  • других специальных назначений;
  • охраняемых территорий;
  • охраняемых объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Основания для изъятия земельного участка по закону

В законе о земельных участках содержится информация об изъятии земель — основания, условия и процедура.

Статья 49 ФЗ № 136

В статье 49 перечислены причины, которые могут стать основанием для изъятия земель:

  1. в соответствии с международными договорами России;
  2. в связи со строительством или реконструкцией объектов государственного значения. В перечень входят объекты:
  • энергетические системы регионального значения;
  • системы использования атомной энергии;
  • системы обороны и безопасности;
  • системы федерального транспорта;
  • космической деятельности;
  • линейного производства;
  • электрической, газовой системы, так же теплоснабжения, централизованных схем водоснабжения (горячего, холодного);
  • дорог регионального, межмуниципального и местного значения;

Изъятие земельных участков возможно по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами России. По закону, изъятие земель осуществляется для государственных и муниципальных нужд.

Статья 50 136 закона

Данная статья гласит об условиях конфискации земельного участка. Изъятию подлежит земля по решению суда. Конфискуется земельная собственность на безвозмездной основе в качестве санкций за совершенное преступление.

Статья 51 Федерального Закона «Земельный Кодекс Российской Федерации»

Положения 51 статьи обуславливают правила реквизиции земельных участков. По закону, реквизиция земель возможна в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий.

В общем при всех ситуациях, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок подлежит изъятию уполномоченными органами власти на определенный промежуток времени.

Необходимы данные действия для осуществления защиты жизненно важных интересов населения и государства в целом.

Если по возникшим уважительным причинам, уполномоченные исполнительные органы власти не могут вернуть собственнику реквизированный земельный участок, то они обязаны возместить рыночную стоимость изъятого имущественного объекта.

Если на протяжении какого-либо времени собственнику не возвращается изъятый участок земли, то он вправе обратиться с жалобой в судебную инстанцию.

В случае, если по мнению владельца земли, ему возвращают низкую стоимость за объект владения, он вправе обратиться в судебную инстанцию для установления верной стоимости.

Ознакомьтесь  33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Изучите положения 159 ФЗ об особенностях отчуждения недвижимого имущества, когда речь касается детей сирот. Ведь случаи с земельными участками так же рассматриваются согласно его нормам.

Порядок изъятия земли у собственника

В 136 законе описана процедура изъятия земельного имущества (глава 7.1). Этапы изъятия участка:

  • Принимается решения уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ЗК России;
  • Отправляется письменное уведомление собственнику. В уведомлении указываются — информация об изымаемом участке, цель изъятия, реквизиты уполномоченного учреждения;
  • Прекращение прав собственности.

В случаях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, принятое решение должно быть обосновано. Обоснования в соответствии со статьей 56.3:

  • решение о формировании охраняемой территории;
  • международный договор;
  • лицензия на пользование недрами;
  • решение о сносе здания, в связи с признанием его состояния аварийным.

Учреждения, осуществляющие процедуру изъятия по закону:

  • с целью формирования объектов федерального значения, вправе начинать процесс изъятия федеральные органы исполнительной власти;
  • с целью установления объектов регионального значения — уполномочены исполнительные органы власти субъектов России;
  • для объектов местного значения — органы местного самоуправления.

По закону, вышеуказанные органы вправе принимать решения по изъятию земельного имущества самостоятельно и по ходатайству других учреждений. Среди этих учреждений выступают:

  • организации естественных монополий;
  • учреждения, имеющие право на данные действия в связи с наличием специальный лицензий или договоров;
  • недропользователи;
  • унитарные учреждения, принадлежащие к собственности государства.

Определяет перечень, организаций, уполномоченных осуществлять данную процедуру Правительство России.

Как сохранить права на владение землей?

Чтобы оставаться владельцем земельного участка необходимо не нарушать законы Российской Федерации, касающиеся пользования земельным имуществом. В случае изъятия земли без оснований или при не согласии с расчетом ее рыночной стоимости, собственник вправе общатиться в судебную инстанцию. Суд принимает во внимание все обстоятельства дела и выносит справедливое решение.

В суд нужно подавать пакет документов и исковое заявление. Перечень документов:

  • копия паспорта;
  • копия уведомления об изъятии земли;
  • бумага, свидетельствующие о правах собственности;
  • бумаги, свидетельствующие о ведении переговоров с организацией, уполномоченной изъять имущество;
  • иные документы по запросу суда.

В заявлении следует указать:

  • наименование судебной инстанции;
  • информация об истце;
  • информация об ответчике;
  • оглавление документа «Исковое заявление о…»;
  • описание ситуации;
  • ссылки на российские законы;
  • требования к ответчику;
  • список приложений;
  • дата и роспись истца.

Скачать образец заявления можно по ссылке.

Перед подачей искового заявления в судебную инстанцию рекомендуется ознакомиться с полной версией Федерального Закона № 136. Ознакомиться с текстом закона об изъятии земли можно здесь.

Настоящий ФЗ представлен с учетом внесения последних изменений 11 августа 2017.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-ob-izyatii-zemel/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.