Основным действием в процессе переоформления недвижимости из муниципального фонда в частный является приватизация объекта, для чего заключается договор приватизации. С помощью данного документа граждане подтверждают законность права на передачу конкретной квартиры в личную собственность и получение подтверждающего документа в регистрационном госоргане.
Как выглядит договор приватизации
В отличие от других документов, регулирующих вопрос владения недвижимостью, договор о приватизации квартиры не предполагает участия будущих собственников при согласовании условий передачи и пунктов в документе ввиду наличия строгих требований к составлению. Бланк стандартизирован и не предполагает введения дополнительных положений кроме тех, что указаны в законодательстве.
Договор выглядит как двустороннее соглашение, подписываемое между гражданами, использовавших квартиры по договору соцнайма и муниципалитета, которому квартира принадлежала. Соглашение необходимо для подтверждения права собственности и внесения регистрационной записи в базу Росреестра.
На приватизированную квартиру гражданину выдают экземпляр, составленный с учетом основных требований к юридически значимым документам:
- четкое указание сторон договора, текущего собственника и граждан, которые приобретают права на недвижимость;
- описание объекта, его технические параметры, адрес, размер и т.д.;
- долевое распределение жилья с учетом всех участников приватизации.
Соглашение обретает юридическую силу после его подписания и дает право на регистрацию смены собственника.
Закон о приватизации
Вся процедура основана на строгом соблюдении положений действующего законодательства:
- ст. 161 ГК РФ;
- Жилищный Кодекс;
- Законы №1541-1 и 218-ФЗ.
Квартира переходит в собственность граждан на основании договора, составленного официальными представителями муниципалитета, уполномоченных отделов.
Закон №218-ФЗ требует обязательного проведения перерегистрации недвижимого имущества в пользу частных лиц, проживающих на площади рассматриваемого объекта, который должен быть зарегистрирован в БТИ.
Нормы относительно порядка переоформления собственника приводятся в положениях гражданского законодательства. Соглашение обретает силу после того, как представитель муниципалитета и граждане подписывают документ, а со стороны бывшего собственника также необходима печать организации.
Каждый гражданин вправе использовать свое право на получение приватизированного объекта в личное распоряжение жильцов, зарегистрированных по конкретному адресу.
Рассматривать вопрос полномочий граждан на переоформление в частные руки объекта будут представители государственных органов в зависимости от достаточности пакета документации. Право приватизировать жилплощадь подтверждается различными справками, заявлениями, выписками.
Как оформить
Оформить соглашение будет несложно при условии, если договор заключается по общепринятой схеме, определенной законодательством. Заявление с прилагаемыми документами рассматривается в течение 10 дней. Согласование сделки предполагает изначальное согласие жильцов с положениями договора, а также успешное прохождение проверки документации. Нотариальное заверение соглашения не предполагается.
Процедура проходит после того, как жильцы придут к единому мнению в вопросе распределения собственности между всеми гражданами, после чего перечень документов передается на регистрацию в Росреестр.
Документы
При переоформлении в частную собственность договор о приватизации предусматривает приложение пакета бумаг:
- Составленное по формату заявление.
- Документы участников, позволяющие идентифицировать стороны.
- Кадастровый паспорт, технический паспорт из БТИ.
- Справки, выписки, подтверждающие основания для обращения за приватизацией.
- Свидетельство о постановке на учет налогоплательщиков.
- Документ, свидетельствующий о составе жильцов, прописанных в квартире.
- Справка о том, что коммунальных долгов по объекту нет имеется.
- Подтверждение о том, что жильцы, претендующие на приватизацию, ранее ее не проводили (связано с тем, что бесплатное переоформление доступно только 1 раз).
Если приватизационными мероприятиями будет заниматься кто—то один, по поручению остальных жильцов, готовится соответствующая нотариальная доверенность. Для получения правоустанавливающих бумаг далее к пакету документов на объект и на будущих собственников добавляют полученный в муниципальном отделе договор о приватизации.
Образец
Сотрудники муниципалитета самостоятельно готовят договор приватизации жилого помещения. Рекомендуется изучить, какие пункты должны быть отражены в форме:
- полностью ФИО всех лиц-претендентов на приватизацию и участвующего органа;
- точное указание местоположение объекта;
- размер долей, если в приватизации участвует несколько лиц;
- обязанности сторон, включая платежи на капремонт и т.д.;
- дата заключения;
- подписи всех участников и сторон.
Образец договора приватизации квартиры 2018 года
После получения соглашения нет необходимости заверять его у нотариуса, однако без государственной регистрации квартира в частную собственность не перейдет. Основанием для того, чтобы считать процесс приватизации завершенным, станет полученная выписка о переходе права собственности новым владельцам на основании действующего договора. Только государственный регистрирующий орган Росреестр вправе завершить передачу права на квартиру в собственность новым владельцам.
Процедура приватизации не завершается одномоментно. Данный фактор необходимо учитывать при планировании каких-либо манипуляций с недвижимостью. После сбора документов и подачи заявления на приватизации проходит около 2 месяцев. В течение данного срока ответственные сотрудники муниципалитета обязаны проверить документы на действительность и достоверность. Если препятствий к заключению приватизационного соглашения не имеется, подписанные экземпляры выдаются каждому из участников (собственникам долей), после чего потребуется еще врем на регистрацию частной собственности.